Роль пациента на Rx-рынке

11 декабря

Если на рынке ОТС-препаратов пациенту принадлежит ведущая роль, то рынок отпускаемых по рецепту лекарственных средств обладает иными приоритетами. Прямое влияние пациент может оказать, обратившись к врачу с просьбой назначить именно этот медикамент. Международные исследования показывают, что врачи охотно удовлетворяют такие просьбы, если:

  • вариантов терапии заболевания несколько, а сотрудничество врача и пациента очень важно;
  • необходимо учесть субъективные симптомы, например, при депрессии;
  • препарат обладает побочным действием, на которое жалуется больной;
  • цель лечения – улучшение качества жизни, например, при импотенции.

Давление пациента на врача возрастает в случае неэффективного лечения. Причём неэффективность может быть истинной (отсутствие результата лечения) или ложной (расхождение представлений пациента и реальной картины).

Длительное время считалось, что пациент ни каким образом не может повлиять на выбор рецептурного препарата. Однако в девяностых годах прошлого столетия в Америке приобрёл популярность так называемый DTC-маркетинг – маркетинг, направленный на потребителя. Его главная особенность – широкое освещение свойств лекарственных средств и просвещение потенциальных потребителей столь специфичного товара. Получив необходимую информацию, пациент более осмысленно станет выполнять рекомендации врача. Американское законодательство разрешает рекламу подобных средств, однако их отпуск осуществляется строго по рецепту. Поэтому, даже поддавшись чарам рекламы, потребитель не сможет получить ненужный ему препарат без согласия врача.

Положительными сторонами такого подхода являются:

  • медицинское просвещение пациентов;
  • улучшение понимания сущности терапии заболевания;
  • формирование ответственного отношения к своему здоровью.

К числу отрицательных моментов относят:

  • неквалифицированное давление со стороны пациентов;
  • появление неоправданно завышенных ожиданий от лечения;
  • увеличение стоимости препаратов в связи с необходимостью оплачивать массовую рекламу.

Однако опережающие темпы роста в последнее десятилетие американского фармацевтического рынка свидетельствуют о потенциале рынка при прямом воздействии на пациента.

>