Не сошлись характерами

16 марта

Rosapteki-Sharganova-psihoterapevt.jpg

Наш эксперт:

Светлана Шарганова, врач-психотерапевт

С кем-то чувствуешь себя легко, сразу находишь общий язык. А с другими возникает напряжение, переходящее в стойкую антипатию. Что такое психологическая несовместимость и какую роль она играет в коллективе?

Значительную часть жизни мы проводим на работе. Хотелось бы, чтобы нам нравилось и то, чем мы занимаемся, и люди, которые нас окружают. Но эти два фактора совпадают редко. И частенько приходится выбирать. Что интересно, лояльный коллектив нередко предпочитают хорошей работе, карьерному росту и более высокой зарплате.

В чем проблема?

Психологической несовместимостью называют неспособность находиться в длительных взаимоотношениях, стойкие, неустранимые противоречия, обусловленные личностными особенностями.

Выделяют несколько видов этого явления.

* Психофизиологическая несовместимость — нетерпимость к физическим и эмоциональным характеристикам другого человека. Вас, к примеру, раздражает аромат духов коллеги, а ее — тембр вашего голоса. Сюда же можно отнести и различия в уровне интеллектуального развития и общей культуры. Допустим, для вас использование мата совершенно неприемлемо, а другой употребляет соответствующие выражения для связки слов.

* Социально-психологическая несовместимость может быть обусловлена несправедливым распределением ролей в коллективе. Например, сотрудница, которая по уровню знаний и профессиональным навыкам не соответствует занимаемой должности, будет вызывать неприязнь у коллег. Источником напряженности может стать и различное отношение к моральным нормам и ценностям. Как правило, мы недолюбливаем карьеристов, готовых идти к своей цели «по головам».

* Социально-идеологическая несовместимость вызывается конфликтом убеждений, мировоззренческими расхождениями. К примеру, один из сотрудников — расист, а в коллективе работают представители разных национальностей — взаимная неприязнь в таком случае неминуема.

Подобные «нестыковки» неизбежно ведут к снижению производительности труда, саботированию рабочих задач и коммерческих целей организации. Особенно это касается женских коллективов. Дамы более эмоциональны и эмпатичны по своей природе и при этом не всегда бывают объективными, что может провоцировать конфликты. С другой стороны, сработавшийся женский коллектив — это очень устойчивое и эффективное во всех смыслах образование.

Юмор

— Ну, как твоя новая начальница, нормальный характер у нее? Как думаешь, с ней можно сработаться?

— Да! С ней можно вообще не работать!

Ищем выход

Вы сотрудник

Лучше всего конфликт предупредить. Для этого чаще напоминайте себе, что на работе вы не обязаны обсуждать с окружающими свою и чужую личную жизнь и прочие посторонние темы. А в сплетнях и разговорах за спиной и вовсе никогда не стоит принимать участие. Часто этого достаточно, чтобы избежать неприятностей.

Если ссора все-таки произошла, старайтесь сохранять спокойствие, не кричите и не грубите в запале. Лучшим вариантом будет холодный отстраненный ответ. После конфликта воздержитесь от обсуждения произошедшего с коллегами. А с начальством, наоборот, поговорить нужно, ведь у руководителя есть право принятия решений, в том числе по переводу конфликтующих сотрудников в разные отделы, особенно если оба для компании ценны.

Но бывает и так, что не поладил с самим шефом. Его тираду лучше выслушать молча и взять паузу. Задумайтесь, насколько претензии к вам конструктивны? Будьте честны с собой — вдруг критику стоит принять к сведению? Тем более что выиграете в первую очередь вы, ведь это касается повышения профессионального уровня. Ну а если под прицелом внешность, национальность, возраст, упреки настигают регулярно и в присутствии коллег — значит, вы просто не нравитесь. Выйти из подобной ситуации бывает трудно. И порой только расставание с компанией будет приемлемым вариантом.

Чем меньше коллектив — тем важнее эмоциональный климат в нем. А чем моложе сотрудники, тем легче им будет сформировать дружеские неформальные отношения.

Вы руководитель

О профилактике конфликтов и ссор надо задуматься еще в момент формирования коллектива. Грамотный набор персонала очень важен. На собеседовании с помощью специальных тестов можно выявить склонности человека и степень его конфликтности*. Затем постарайтесь максимально четко распределить функционал: каждый должен ясно представлять зону своей ответственности, возможности взаимодействия с другими, осознавать общую цель и свою личную заинтересованность в ее достижении. Помните: если у сотрудников много свободного времени - это чревато нештатными ситуациями.

Помните: если у сотрудников много свободного времени — это чревато нештатными ситуациями. Составляя график дежурств, проследите, чтобы в смене не пересекались ни люди с полярными точками зрения и характерами, ни две любительницы поболтать на посторонние темы. При возникшем конфликте постарайтесь вникнуть в ситуацию и выслушать все точки зрения, не потворствуйте интригам, дайте возможность эмоционально отреагировать каждому участнику, лучше наедине с вами в кабинете. После недоразумения попробуйте закрыть его в позитивном ключе — например, с помощью шутки либо авторитетного анализа причин и последствий происшествия.
*Можно воспользоваться 16-факторным опросником Кеттела, опросником Айзенка или дифференциально-диагностическим опросником Климова, который позволит понять, как лучше распределить обязанности между сотрудниками.

>